Чрезвычайные меры охраны государственной безопасности и общественного порядка

Чрезвычайные меры охраны государственной безопасности и общественного порядка
  совокупность правовых и организационных мер, которые могут применяться Советским государством в чрезвычайной обстановке в интересах обороны страны, обеспечения государственной безопасности и общественного порядка. От мер обычных, применяемых при нормальном ходе общественной жизни, чрезвычайные меры отличаются по условиям (обстановке), в которых они применяются, и по своему содержанию. Чрезвычайные меры применяются в случаях возникновения непосредственной, реальной и серьезной угрозы обороне страны, государственной безопасности и общественному порядку. Угроза может иметь политическую направленность (таить в себе опасность для Советской власти, ее основных политических институтов, социалистического правопорядка) либо быть связанной со стихийными бедствиями (наводнение, землетрясение, массовые пожары, эпидемии, эпизоотии и т. п.), ставящими в опасность жизнь, здоровье населения, государственное или личное имущество граждан.
  Чрезвычайные меры характеризуются следующими особенностями:
  1. Вся власть в государстве или в данной местности концентрируется в одном государственном органе либо в небольшой группе органов. Эти органы либо специально создаются для нормализации обстановки, либо, если они существовали раньше, получают дополнительные, более широкие полномочия. Эта группа органов и наделяется правом непосредственно, собственными силами и средствами или через посредство других органов применять чрезвычайные меры. Такими органами в Великую Отечественную войну были, в частности, Государственный Комитет Обороны и городские комитеты обороны, в состав которых входили и руководители органов государственной безопасности.
  2. Претерпевают изменения обязанности граждан, их демократические права и свободы. Обязанности граждан расширяются. Появляется ряд дополнительных обязанностей и повинностей, например обязанность сдать имущество, подлежащее реквизиции. Допускается ограничение свободы граждан, например свободы избрания места жительства и т. п.
  3. Возрастают все виды ответственности за правонарушения, повышается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
  К чрезвычайным мерам относятся: запрещение въезда и выезда в местности, объявленные находящимися на военном положении, выселение в административном порядке из таких местностей, регулирование организации всякого рода собрании, шествий и т. д., введение комендантского часа, цензуры, привлечение к трудовой повинности, мобилизация, интернирование иностранцев, реквизиция и конфискация имущества, применение оружия и т. п.
  Применение чрезвычайных мер по советскому праву основано на законе. Они вводятся только по решению высших органов государства. Советским правом определен круг органов, которые могут применять чрезвычайные меры. Это, например, органы гражданской обороны, органы военного командования, органы государственной безопасности. Последние могут участвовать в решении вопроса о лицах, подлежащих выселению в административном порядке, в осуществлении интернирования иностранцев и т. д. Чрезвычайные меры могут вводиться по отдельности без изменения обычного правового режима в стране или данной местности, и в совокупности, с изменением правового режима в целом по стране или в данной местности. Известны три вида правовых режимов, вводящих в действие чрезвычайные меры: особый период, военное положение, осадное положение.

Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского. 1972.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»